Кофликтология - программа проведения практических занятий

КОНФЛИКТОЛОГИЯ –
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

[Вернуться на главную]

Источник информации:
Лекции ст.преподавателя кафедры психологии СПбАППО Рудневой В.М. (2000-2001 уч.г.)
Введение

Конструктивный и деструктивный подходы решения конфликта

Последствия применения разных подходов решения конфликта
Условия успешного разрешения конфликта

Партнерство - базовая стратегия

Алгоритм решения конфликта
Гексограмма Голланда:
Анализ степени совместимости участников личностных и деловых (учебных) взаимоотношений

 

Введение

Конфликт – столкновение противоположных тенденций, состояние потрясения из-за этих столкновений.

Межличностный конфликт – столкновение примерно равных по силе, но противоположных, несовместимых в данной ситуации исключающих друг друга личностных характеристик взаимодействующих между собой людей (вера, темперамент, ценностные ориентации…)

Виды межличностных конфликтов. Классифицировать можно по разным основаниям:
+ по масштабам (небольшие, локальные, глобальные, катастрофы)
+ по доступности для непосредственного восприятия (открытых, явных, скрытых, тлеющих). В социуме тлеющих конфликтов намного больше, чем открытых,
+ по подходу к разрешению и возникающим последствиям – конструктивный и деструктивный.

Конфликтология – междисциплинарный раздел науки и практики, разрабатывающий и внедряющий в жизнь приемы цивилизованного, конструктивного разрешения межличностных конфликтов, а также их профилактика. Разработана, в основном, теория.
Наверх

Признаки конструктивного подхода решения конфликта:

+ Общая цель сторон
+ достижение согласия к удовлетворению нужд каждой стороны
+ установка на то, что выиграть должен каждый участник
+ Реализуется в режиме диалога и взаимопомощи
+ в процессе диалога – совместный поиск путей достижения согласия, решения имеющихся проблем.


Деструктивный подход к попытке решения конфликта:

+ нет общей цели
+ участники сосредоточены только на своих интересах (лозунг – "или ты или тебя!")
+ режим открытой конфронтации
+ каждая сторона ищет способ помешать другой стороне.

Наверх

Последствия применения конструктивного подхода решения конфликта:
+ облегчение, освобождение, здоровый сон и другие психофизиологические положительные сдвиги
+ на личностном уровне – новый, полезный жизненный опыт, новые возможности, перспективы
 
+ на уровне отношений – преодолеваются разногласия сторон, производятся полезные для обеих сторон изменения, которые позволяют сохранить отношения и даже их улучшить.
 + Погружение личностей друг в друга – личностный рост, саморазвитие.
Последствия применения деструктивного подхода решения конфликта:
+ на уровне самочувствия – неудовлетворенность, моральный ущерб, острые эмоциональные переживания, тревога, страх, смятение, гнев, потеря сил, ухудшение психофизиологических показателей, соматические проявления,
 +  на личностном уровне – разрушение личности, + на уровне отношений -  рост разногласий, потеря контакта.
По степени разрешенности конфликты разделяются на:_ неразрешенные,_ частично разрешенные,
_ полностью разрешенные (это конфликты, которые снимают проблему и полностью предотвращают будущие столкновения по этому же самому вопросу).

Наверх

 

Условия успешного разрешения конфликта (конструктивный подход):
1. + принять исходный постулат – мы можем предотвратить неблагоприятное развитие ситуации и привести неудовлетворительные отношения в порядок + любые отношения можно привести к положительному восприятию их обеими сторонами и улучшить имеющееся положение дел + любые взаимоотношения могут быть взаимовыгодными и взаимовыигрышными
2. Взять на себя ответственность за положительный исход, изменения + инициативу взять в свои руки и идти «со своего конца» + концентрируемся на самом себе, своей личности + создаем предпосылки для изменения на «противоположном конце». Мы идем, но у нас нет никаких гарантий!
3. Мы должны скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту + приближаем свое поведение к поведению именуемому бесконфликтным: + перевод отношений в партнерские + перевод восприятия и слушание партнера в активное восприятие и слушание + открытое высказывание собственной точки зрения + нейтрализация власти, переход к совместной, равной власти + управление эмоциями + введение контроля над собственными эмоциями + творческое раскрепощение мыслей + реализация творческого подхода к возникающим проблемам + системный подход к возникающим в общении проблемам
4. Составлять и реализовывать программу выхода из конфликта. Узловые моменты этой программы следующие: + проверка и формирование собственной готовности, а также готовности партнера к решению конфликта + всесторонний анализ конфликтной ситуации, ее глубокое осмысление, составление письменной карты конфликта + подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации + приглашение посредника (медиатора) и работа с ним. В США существует институт медиаторов.Наверх

 

 

 

ПАРТНЕРСТВО


КАК БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ

 

1. Возможные стратегии поведения в конфликтной ситуации

2. Техника партнерства

Наверх

Виды стратегий: +    Стратегия ухода или прерывание отношений: + Физический уровень – отсутствие отношений.+ Эмоциональный уровень – прерывание эмоциональных отношений, Тела рядом, а души не общаются. Используется, когда для нас более существенна выгода при прерывании отношений. (Причина: неспособность справиться со своими эмоциями, как наказание другого, минимилизация контактов, избегание контактов, едкость в поведении, или изменение вежливости). При применении этой стратегии проблема остается. Если ситуация не затрагивает прямых существенных интересов, тогда возможно ее использовать.
   + Приспособленческий: отношения надо сохранить любой ценой, эти отношения важнее, чем цели, которые преследуются (сглаживание взаимоотношений, а внутри может быть просто буря!) Проблемная ситуация не разрешается, остается. Оснований для разрешения конфликта нет. Допустимость применения этой стратегии – партнер не готов нас слушать, наличие стресса у партнера.
+   Манипуляторский (диктаторский, авторитарный): Прибегаем к этому виду, когда для нас всего важнее цели, варианта проигрыша просто не рассматриваем! Цель – любой ценой!  Варианты поведения: дуемся (обида!), отказываемся, повышение тона голоса – переговорить, перекричать. Насилие! Следствие применения: партнер озлоблен, отказывается от сотрудничества, у партнеров состояние нервного срыва. Проблема совсем не решается, либо частично решается (в одностороннем порядке). Есть ситуации, когда оправдано применение этой стратегии – экстремальные, когда нет времени для обсуждения, совещания.
+ Компромисс: когда важны и цели и отношения  с партнером. Ради отношений с партнером отказываемся от каких-то целей.
+Партнерское сотрудничество: общение между партнерами неизбежно. Важно сохранить отношения и качественно решить проблемы, также предотвратить создание подобной ситуации в будущем. Последствия: проблема решается + сохраняются партнерские отношения. Когда не срабатывает? – Если партнером является конкурент + партнер более силен по различным параметрам (как личность, интеллектуально, финансовое обеспечение, связи…) + партнер – асоциальный человек.
Необходимо гибкое использование разных стратегий в разных ситуациях с учетом целей и последствий разрешения конфликта.
К содержанию

 


ПАРТНЕРСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
 

Что надо сделать, чтобы перевести отношения в партнерские?

 + Организация совместной деятельности на всех стадиях решения конфликта
+ Принять позицию обоюдного выигрыша, взаимовыгодного решения конфликта
+ Организовать диалог с партнером, поддерживать высказывания партнера и активизировать свои выступления
+ Мы должны учитывать состояние партнера
+ Совершать специальные усилия по выявлению истинных целей, нужд, потребностей партнера (это наиболее сложный пункт)
+ Вовлечь партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта
+ Учесть свое мнение и мнение партнера при принятии конкретного решения
+ Распределить ответственность за действия по реализации решения
+ Учитывать свои желания и партнера.


К содержанию

 


Алгоритм решения конфликта:

I стадия – проверка мотивации и готовности решить конфликт

II стадия – Анализ конфликтной ситуации

III стадия – Вносим предложение другой стороне продлить переговоры и обсудить проблему

1У стадия – Подготовка к переговорам (что мы сделаем сами с собой?)

У стадия - Проведение переговоров

YI стадия - Реализация решения в соответствии с планом

Наверх

 I стадия – проверка мотивации и готовности решить конфликт

1. Проверяем и формулируем свою готовность решать конфликт + наличие мотивации (хотим ли мы решить конфликт или нет?) + Какие конкретно выгоды и преимущества я получу от решения этого конфликта + описать последствия, если конфликт решен не будет (намеренное устрашение)
2. Проверяем эмоциональную готовность решить конфликт: что мы чувствуем? + Что можно сделать, чтобы овладеть эмоциями + Снять эмоции с помощью психоанализа, снятия глубинных причин + Можно проработать подавленные когда-то потребности.
3. Смотрим, насколько готовы к сотрудничеству с партнером: + Готовы ли к диалогу равных? + Или равенства быть не может?  + Готовы ли вы концентрироваться на проблемах, а не атаковать друг друга? + Возможно ли удовлетворить справедливую часть претензий? + Готовы ли в чем-то уступить? + Как пользуемся влиянием друг на друга? Не подавляем ли? + Как мы противостоим другой стороне? Не даем ли подавлять себя? Насколько мы противостоим негативному влиянию другой стороны? + Все ли барьеры общения убраны с нашей стороны? Готовы ли мы учитывать мнение другой стороны? + Приемлема ли для нас установка для взаимного выигрыша? Или только для себя? + Что для нас важнее – быть правым или быть счастливым?
4. Готовность к самостоятельному решению конфликта: Нужна ли помощь третьего лица?  

К алгоритму

 

 

II стадия – Анализ конфликтной ситуации

Каково имеющееся положение дел (факты, что происходит на данный момент времени?) Пример: Анализ системного подхода к ситуации, вырабатываем более перспективный взгляд на проблему. (Видим ли мы всю картину в целом или только себя, свой уголочек?) Какова наша система, которая охватывает всех участников конфликта (например, семья). Когда развивается эта система? Какой вклад в развитие системы мог бы внести каждый из участников конфликта?


Выводы на будущее: чему мы можем научиться в данной ситуации? Как нам больше не попасть в такую ситуацию? Меняем позицию по отношению к партнеру или нет? Оптимистичная позиция – выход есть, но его пока не видно! Творчески прорабатываем ситуацию и отвечаем на вопросы: можем ли мы извлечь выгоду из этой проблемы, несмотря ни на что? На что новое освободятся наши ресурсы в результате потери, которую мы уже понесли? Какие у нас появились новые возможности (больше быть дома, посещать библиотеку…) Выясняем законные, обоснованные права (Документы о режиме работы педагога-психолога, методические часы…) Каковы последствия, юридические следствия вытекают из случившегося? Какие конкретно стимулы могут изменить «железобетонные» позиции?
К алгоритму


Как мы поступаем, если допустить грустную возможность не договориться?

III стадия – Вносим предложение другой стороне продлить переговоры и обсудить проблему:

+ Оговорим выгоды и преимущества для другой стороны, если она согласится на переговоры
+ Обозначим шанс для быстрого проведения переговоров

При отказе другой стороны:

+Очень спокойно, четко и ясно описываем все вытекающие последствия, все действия, которые мы вынуждены будем совершить: +Важно обозначить конечный срок (очень сложно сдать позиции сразу…)
Мы ждем… Но «глухо» с другой стороны?
Тогда: + Начинаем решать самостоятельно проблему уже без партнера с мыслями: «Я все сделал, чтобы ее решить, с учетом, что он не хочет. Все равно это продолжение партнерской стратегии – с учетом его выбора не участвовать в решении конфликта»

К алгоритму

1У стадия – Подготовка к переговорам
Что мы сделаем сами с собой?

Создаем установку на диалог + Анализируем собственную позицию: Каковы наши истинные потребности и нужды? Что хорошего мы хотим добиться для себя на самом деле? Каковы наши доводы исхода, который мы хотим? В чем суть наших предложений к партнеру? Что мы хотим изменить конкретно в ситуации? Что мы можем дать другой стороне? Как мы можем улучшить свою собственную ситуацию, используя проблему? (Извлечь выгоду для себя?) С чем мы готовы расстаться, не насилуя себя? (Определить предел, после которого наступит насилие над собой) Что не требует больших затрат, но дает очень ценное для другой стороны?
Анализируем возможную позицию партнера:
Что бы вы чувствовали на его месте? Каковы его истинные нужды и потребности? Какие есть возможные доводы, альтернативы? В чем он мог бы нам уступить? Что он может нам дать?
Как мы можем помочь другой стороне испытать к нам большее доверие? Как мы будем поддерживать положительный эмоциональный настрой (анекдот, юмор…) Как мы можем облегчить его участь, позицию? Последствие для согласия? Приемлемость последствий для него и для меня? После соглашения что делать?
 Как мы можем облегчить выполнение наших идей? Изучение недостающей информации. Доказательство несостоятельности некоторых нежелательных для нас возможностей, которые могут быть предложены нашим партнером? Что нам не совсем ясно и понятно, кто поможет прояснить?
К алгоритму

У стадия - Проведение переговоров
Уточняем и проясняем исходную ситуацию, совершаем специальные усилия по выявлению позиции партнера: что ему даст решение конфликта, какие истинные потребности и интересы он сможет удовлетворить. Узнать по ответам на вопросы: чего вы опасаетесь? (истинные нужды и потребности). Признание потребности партнера (тяжелая внутренняя работа!), чем нельзя пренебречь? Сообщаем свою позицию – прямо и откровенно. Проверяем достаточность имеющейся информации, что не хватает? (Чье-то постороннее мнение, документ?)
Выработка общего взгляда на проблему: (после обмена мнениями) Совмещение отдельных элементов различных позиций, которые могут стать частью общего взгляда на проблему. Ответить на вопросы: Какие наши потребности дополняют друг друга?  По каким моментам наши потребности совпадают? Где наши разногласия компенсируют друг друга?
Ищем основы для объединения: В чем общая основа для объединения? – в общих стремлениях! В чем наши общие проблемы с точки зрения наших общих и отдельных нужд? Какие скрытые возможности содержатся в проблеме для нас обоих?
Четко сформулировать проблему: Как нам вместе что-то сделать (конкретно и желательный результат) Пример: Нам вместе необходимо сделать…
Разрабатываем пакет разрешения проблемы: мозговой штурм (идеи обязательно озвучиваются, записываются) Не оцениваются! Развиваем креативность мышления. После записи всех идей оцениваем по шкале (любой удобной для вас обоих) Например: 0 баллов – идея не подходит, 1 балл – чего-то в ней не хватает, 2 – полезная идея, но может быть и лучше 3 – очень хорошая идея и т.д.
Совместно принимаем решение: оптимизация взаимовыгодного результата, уступки, окончательное решение, действительно ли это решение для все, действительно ли это решение снимает проблему, реально ли для использования, конкретно ли это решение, сбалансировано ли?
Составление плана реализации приемлемого решения: проверяем правильность, каковы конкретные задачи каждой стороны в связи с принятым решением, сроки и график – что сделать, сроки проверки сделанного, параметры измерения прогресса, доводим понимание до ясности. К алгоритму


YI стадия -
Реализация решения

в соответствии с планом
©©©©© ©©©©©

Наверх

На главную



Вернуться

Используются технологии uCoz