Вернуться на главную страницу Подготовка и оформление реферата. Методические рекомендации Г.В.Роднянской

Межшкольный учебный комбинат Красносельского района

 

 

КАБИНЕТ МАШИНОПИСИ

 И ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

 

 

&

 

 

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

 

 

Методические рекомендации для учащихся, студентов

 и преподавателей

 

 

 

                    Составитель: Роднянская

          Галина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2001


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

 

 

Содержание……………………………………………………………………………   2

 

Введение………………………………………………………………………………    3

Организация работы по написанию реферата……………………………………...    3

Структура и язык реферата………………………………………………………….    5

Основные правила оформления текста реферата…………………………………..    7

Титульный лист к работе…………………………………………………………….    9

Подготовка к устному выступлению с защитой реферата…………………………  10

Способы достижения уверенности при публичном выступлении…………………  11

Научный стиль работы………………………………………………………………..  13

Список литературы, рекомендованный для использования

при написании реферата………………………………………………………………  14

 

Приложение (проверка достижений усвоения знаний по правилам написания

и оформления реферата)……………………………………………………………… 15

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель написания реферата – повысить уровень знаний учащихся или студентов по курсу обучения или специальности, формировать у них умения самообразовательной познавательной деятельности, способствовать развитию их творческого потенциала. Вместе с тем, эта работа призвана помочь преподавателям организовать индивидуальную работу с учащимися или студентами, подготовить их к итоговой аттестации по предмету, курсу, специальности, пополнить материалы кабинетов, кафедр по актуальным тематическим разделам программы обучения, проявить собственные исследовательские способности.

Реферирование (от лат. referre – докладывать, сообщать) широко применяется при организации самостоятельной зачетной работы студентов и учащихся, это творческая работа обучаемого по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ определенной темы, проблемы.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 

Организация работы над рефератом включает в себя несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.

 

Выбор темы реферата и ее формулировка

 

Основанием выбора темы является ИНТЕРЕС автора к той или иной проблеме и АКТУАЛЬНОСТЬ, значимость данной проблемы и  НАЛИЧИЕ круга ИСТОЧНИКОВ. Проблема обязательно должна содержать элемент новизны, ориентировать на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.

От правильно сформулированной темы зависит успех всей работы. Учесть не только личные интересы, но и реальные возможности выполнения самостоятельной работы поможет консультация педагога. Формулировка темы должна ориентировать на максимально самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу, из заголовка должно быть ясно, что является КОНКРЕТНЫМ ПРЕДМЕТОМ исследования, круг рассматриваемых проблем. Первоначально сформулированная тема реферата может уточняться, корректироваться в ходе сбора материала.

 

Отбор источников и литературы

 

Поиск литературы по теме – это фундамент для написания реферата и достаточно сложный процесс, происходит он ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА. Источниками поиска могут быть: справочно-библиографические каталоги, картотеки в читальных залах библиотек, консультации библиографа, новейшие компьютерные технологии.

Затем составляют список  используемой для написания реферата литературы по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок /  Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.

С образцом оформления списка использованной литературы можно ознакомиться в конце данных методических рекомендаций.

 

Составление плана реферата

 

После решения и обсуждения с педагогом, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в работе, составляется в произвольной форме РАБОЧИЙ ПЛАН,  который уточняется в ходе написания реферата.

Основные пункты плана должны быть представлены в виде завершенной мысли. План может составляться на основе хронологического или проблемного подходов к рассмотрению того или иного явления, процесса. На основании плана ведется отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические элементы и даются названия частям реферата и составляется его содержание (оглавление).

 

Накопление фактического материала

 

Реферат – это НЕ ПРОСТОЙ КОНСПЕКТ НЕСКОЛЬКИХ КНИГ! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.

Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и  обосновать свою позицию.

Источниками информации являются: научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы и т.д. При их прочтении удобно пользоваться пронумерованными закладками, которые помогут легче ориентироваться в тексте. Нельзя делать пометки в тексте или загибать страницы! Значение новых терминов, фамилии неизвестных людей уточняются по справочникам и энциклопедиям.

На отдельных карточках помещаются цитаты.

Цитаты – (от лат.слова «цито» - призываю в свидетели), то есть дословно выписанные части авторского текста. В цитате обязательно сохраняются все особенности языка, орфографии, синтаксиса, пропуски отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются указанием страниц цитируемых отрывков. «Как правило, цитируются основные идеи произведения, оценки автора, имеющие важное значение для раскрытия темы. Цитаты воспроизводятся точно по тексту, они заключаются в кавычки…»* (подчеркнуто мной. -  Г.Р.). Выделение автором реферата определенных слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается поясняющим текстом в скобках с указанием инициалов референта. Ссылки на литературу, с которой автор реферата не работал, не допускаются.

При изучении печатных источников не следует механически переписывать целые абзацы, фразы. Следует делать КОНСПЕКТИРОВАНИЕ  – краткое, лаконичное изложение основного смысла (ДОМИНАНТЫ) текста. В буквальном смысле «конспект» означает «обзор». Древнеримский философ Сенека писал: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу».**

Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия вопроса, темы, проблемы. Главную информацию лучше записывать полностью, иногда – дословно (цитатой). Вспомогательную (для понимания материала и для лучшей ориентации в  тексте) информацию опускаем. Основное содержание конспекта составляет второстепенная информация (поясняющая, уточняющая главную): переработка ее, обобщение, представление в виде тезисов, аргументов и выводов, изложение результатов в таблицах, схемах, диаграммах и т.д.

 

Письменное изложение результатов работы

 

После сбора достаточного материала для реферата можно приступить к написанию текста. Основной лейтмотив данного вида работы: «Не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической собственной оценки по отношению к тем или иным сведениям и суждениям». * Независимо от темы реферат предполагает четкую структуру: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и источников. Может быть и приложение.

 

 

СТРУКТУРА  И ЯЗЫК РЕФЕРАТА

 

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее АКТУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ АВТОРА В ЕЕ ИССЛЕДОВАНИИ, отмечается ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. Также дается краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ, когда будут точно видны результаты реферирования.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении,  пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ, делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Содержание (оглавление) реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Содержание……………………………………………………………………………….        2

Введение…………………………………………………………………………………..        3

Глава 1. Название главы………………………………………………………………….        5

           Название параграфа (подглавы)……………………………………………….…        8

Глава П. Название главы……………………………………………………      

                и т.д.

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………….

Приложения………………………………………………………………….

 

 

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата (см. список к данной работе). Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.  Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д.  Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например:   (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Общий объем работы обычно не превышает 40 страниц рукописного, 25-30 страниц машинописного текста (через два интервала) или текста, выполненного на компьютере шрифтом 14 через полтора интервала.

Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени!

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА РЕФЕРАТА

 

Реферат может быть представлен в рукописном, машинописном или компьютерном исполнении на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с соблюдением полей: верхнее и нижнее около 2 см, левое – около 3 см, правое – 1 см.

Все листы должны быть пронумерованы арабскими цифрами  без дополнительных знаков посередине верхнего поля.  Нумерация начинается с третьей страницы, считая титульный лист.

Основные заголовки (к главам)  пишут прописными буквами, без переносов и точки в конце. Внутренние заголовки (к подглавам, параграфам) выполняются строчными буквами (первая – прописная), для выделения можно подчеркнуть. Расстояние между заголовком и текстом должно быть    2–3 интервала или 10-15 мм.

Текст разделяется на абзацы (элементы текста, имеющие законченную мысль), которые начинаются с красной строки в 5 пробелов пишущей машины (в рукописи – около 1 см).

 

Оформление ссылок и сносок

 

Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

-          Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…».

-           Подстрочные сноски располагают под чертой  внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка.

-          Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых   (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.

 

 

Систематизация материала в табличной форме

 

Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

Таблица ___

                    номер

Заголовок таблицы

 

Головка ®

 

 

 ¬  Заголовки граф

 

 

       Подзаголовки 

  ¬  граф 

Заголовки строк ®

 

 

 

  ¬  Строки

        (горизонтальные

        ряды)

 

 

 

 

 

 

­Боковик

 

 

Основные элементы таблицы

 

 

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв,   подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал (около 0,5 см).

Диагональное деление головки таблицы не допускается.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы.

Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.

Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.

 

Таблица 1

 

Коэффициент рыночной и финансовой устойчивости

 

 

Коэффициент

Год

 

Отклонения (+/-)

 

1995

 

1996

 

1997

1996 г.

 к 1995 г.

1997 г.

 к 1996 г.

 

1

2

3

4

5

6

 

1. Автономии

 

0,94

 

0,96

 

0,96

 

0,02

 

0

2. Соотношение заемных

     средств к стоимости

     имущества

 

 

0,06

 

 

0,05

 

 

0,04

 

 

-0,01

 

 

-0,01

3. Соотношение заемных и

     собственных средств и т.д.

 

0,06

 

0,04

 

0,4

 

-0,02

 

0

 

 

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины  (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

 

 

 

Таблица 2

Показатели размеров хозяйства

 

 

Показатель

Год

1993

1997

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

5580

4019

Товарная продукция сельского хозяйства, млн.руб.

1640

3834

 

Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк.

Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».

 

Оформление иллюстраций

 

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1.      Условное сокращенное название «Рис.».

2.      Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3.      Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ООО «Пульс».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.

 

 

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ К РАБОТЕ

 

 Титульный лист обычно оформляется на более плотной бумаге или лист того же формата наклеивается на скоросшиватель, в котором закреплена вся работа (реферат). В верхней части размещаются наименование министерства, учебного учреждения, факультета, кафедры, кабинета. Но не нужно увлекаться приведением всех видов организаций. Достаточно наименования учебного учреждения и кафедры (кабинета).

На месте резолюции, согласования и утверждения пишется: «ПРОВЕРИЛ», «ДОПУСТИТЬ к защите» с перечислением должности, подписи, расшифровки подписи, даты и оценки.

Наименование вида работы должно дополняться наименованием дисциплины и темы. Указывается полная тема без кавычек и точки в конце. Эта информация необходима для регистрации поступающих работ на кафедру (в кабинет).

Исполнитель реферата указывает свою группу или шифр, расписывается и ставит дату окончания выполнения данной работы. Затем указывается фамилия и инициалы руководителя (преподавателя-консультанта).

Внизу титульного листа (на уровне нижнего поля) ставится название города, где расположено учебное учреждение и год выполнения работы без слов «год» или «г.» и без каких-либо знаков препинания.

 

Пример титульного листа реферата:

 

 

 

Всероссийский финансово-экономический институт

Кафедра  менеджмента

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

____ доцент С.С. Сидоров

«___»____________2000 г.

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу «Основы документационного обеспечения управления»

 

на тему:

 

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

И ПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

 

 

 

 

Выполнил: студент 531 группы

_______15.11.2000  П.П. Петров

 

 

Руководитель: преподаватель

_____________ К.К. Кузнецов

 

 

Зарегистрировано на кафедре

Дата:________ № _____ И.И. Иванов  

 

  

 

 

 

 

Москва

2000

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

С ЗАЩИТОЙ РЕФЕРАТА

 

При проведении итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения предполагается устная защита реферата (после получения допуска к защите). Защита реферата может проходить по следующей процедуре:

1.      Устное изложение автором основного замысла, важнейших положений, полученных результатов (5-7 минут).

2.      Ответы на вопросы членов комиссии по обсуждаемой проблеме.

3.      Оценка членами комиссии данной работы.

К защите реферата необходимо заранее подготовиться: составить тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения),  в которых логично и убедительно изложить ЦЕЛЬ проделанной работы, ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ содержания темы, сообщить ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, мнения ученых, специалистов и СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ по исследуемой теме. Можно проиллюстрировать свое сообщение таблицами, картами, рисунками (на ватмане в большом масштабе или размножить заранее для всех членов комиссии). Отвечать на вопросы комиссии нужно спокойно и доказательно.

Для удобства оценивания реферата (в принятой  системе) рекомендуется воспользоваться следующей оценочной таблицей:

 

 

 

 

Критерии оценки реферата как итоговой аттестации по предмету (курсу)

Ф.И.О. членов комиссии или их номера по протоколу  (список прилагается)

 

1

 

2

3

4

5

6

Актуальность проблемы

 

 

 

 

 

 

Степень раскрытия темы

 

 

 

 

 

 

Проявление творческих, исследовательских способностей

 

 

 

 

 

 

Краткость и грамотность изложения сути исследования, проблемы

 

 

 

 

 

 

Умение вести дискуссию (аргументировать выводы и суждения)

 

 

 

 

 

 

Уровень подготовки по курсу, проявленный во время выступления и ответов на вопросы членов комиссии

 

 

 

 

 

 

Степень выраженности высокого уровня знаний и умений по курсу, проявленная в данной  работе

 

 

 

 

 

 

Культура, эстетика  оформления материала

 

 

 

 

 

 

Итоги тестовых заданий по курсу и др.

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая средняя оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ

 ПРИ ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

 

Упражнения для снятия аудиторного шока (страха)

 

Природа аудиторного шока (сценического страха) и приемы его преодоления были объектом исследования и физиологов, и психологов, и тренеров спортивных команд, и актеров. Это связано с тем, что это состояние, которое подавляет человека и физически, и морально, снижает возможности работы интеллекта. Это состояние человека вызывается тем, что во всех сферах возникают зажимы: и психические, и интеллектуальные, и мускульные, и дыхательные. Для освобождения от зажимов предлагаются две группы упражнений:

1. Для обретения внутренней свободы духа, освобождения от всяких комплексов и условностей.

2. Для свободы движений, пластики тела.

 

«Животное». Упражнение выполняется перед зеркалом. На карточках напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку и т.д. Позвольте себе быть совершенно свободными в мимике и пантомиме, даже немного смешным.

 

«Странный человек».  Прогуляйтесь по самой людной улице города и у каждого третьего прохожего спрашивайте: сколько сейчас времени? как пройти туда-то (называйте именно ту улицу, где вы сейчас находитесь). Когда вам надоест задавать однотипные вопросы, поспрашивайте, когда будет ближайшее полнолуние? где поблизости продают крокодилов и т.п. Если услышите музыку, пригласите на танец незнакомца (незнакомку). Так вы преодолеете стеснительность и научитесь получать удовольствие от общения с людьми.

 

«Снятие мышечных зажимов».  Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Руки сожмутся в кулаки (так, чтобы косточки побелели), ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. Крайне неприятное состояние, но вам придется пробыть в нем до 10 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс!» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это 4-5 раз подряд, и вы почувствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каждую мышцу в отдельности.

Развлекательным вариантом  этого упражнения является поиск и снятие «зажимов» у хорошо известных скульптур через копирование их позы.

 

«Психоэнергетический зонтик». При ответе перед аудиторией, на экзамене старайтесь представить, что за счет вашей воли и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех, кто вас слушает. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего вашего монолога.

 

 

«Готовимся к успешному выступлению»:

+        Внушите себе: аудитория очень редко бывает враждебной и немного адреналина в крови только полезно для вашего здоровья.

+        Чувствуйте настроение аудитории как доброжелательного собеседника.

+        Готовьтесь, готовьтесь и готовьтесь!

+        Сделайте «успокаивающие» записки для себя: планы, девизы, даты, поговорки, подсказки, «рожицы» и т.п.

+        Ярко представьте свой успех, себя, уверенно и убежденно говорящего.

+        Используйте все каналы восприятия информации.

+        Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

+        Не расходуйте энергию до выступления.

+        Во время выступления установите «контакт глаз» с дружелюбными лицами.

+        Говорите громко, чтобы разогнать неуверенность и нервозность.

+        Используйте все свое чувство юмора, остроумие.

+        Не держитесь слишком серьезно.

+        Постарайтесь «заразить» слушателей интересными фактами из вашей работы, тем, что вас особенно затронуло в исследуемой проблеме.

+        Не извиняйтесь, если допустили ошибку, большинство слушателей едва ли ее заметят. Но все же постарайтесь избегать ошибок!

 

 

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

 

Во время работы над рефератом особые затруднения вызывают поиски адекватных «наукообразных» выражений, и поэтому  вам предлагается познакомиться с языковыми клише научного стиля, которые могут пригодиться в различных компонентах жанра реферата.

 

 

Смысловой

компонент жанра

 

 

Клише научного стиля

 

  Актуальность проблемы (темы)

В современной … науке особенную остроту приобретает тема … , актуальна проблема …, внимание ученых, критиков и т.д. привлекают вопросы …

  Перечисление работ, посвященных проблеме (теме)

Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах …

  Описание основных подходов

Среди ученых, занимающихся проблемой …, нет единой концепции … Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует (три …) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах …, в основе второго лежит концепция …, третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.

  Изложение сущности различных точек зрения

Одна из точек зрения принадлежит … и заключается в … Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает … Этой точки зрения придерживается … Третий подход представлен в работах … и сводится к …Автор … считает, что … Автор выдвигает положение, концепцию, теорию…, как считает …, по мнению …, с точки зрения …

Сущность (суть), основное положение … состоит, заключается …, сводится … Согласно теории, концепции, трактовке …, согласно точке зрения …, согласно мнению…

 

  Сравнение точек зрения

Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением …, придерживается тех же взглядов, что и …, позиция автора близка взглядам …Автор опирается на концепцию … Автор является представителем школы … Автор разделяет мнение … по вопросу …

… объединяет … во взглядах на … (Кто) по своей позиции близок … (Кто) так же, как и …, утверждает …Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу …

Различие. Точка зрения … коренным образом отличается от взглядов (кого на что), значительно (незначительно, принципиально)  отличается  от … (Что) диаметрально противоположно … (Что) отличается (от чего) тем, что… Если … утверждает …, то (кто) считает, что…

  Отношение к рассматриваемым точкам зрения

Согласие / несогласие. Трудно согласиться с.... Трудно принять точку зрения… Нельзя принять утверждение…, потому что… Можно согласиться …

Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы… Нельзя не отметить достоинство …

 

  Мотивированный выбор точки зрения

Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения … Таким образом, можно остановиться на …, так как … Мы принимаем точку зрения … исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительными аргументы … Неоспоримость доводов … заключается в том, что … Описание результатов экспериментов … представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения …

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ

 ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА

 

1.      Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. Минск, 1988, 204 с.

2.      Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999, 460 с.

3.      ГОСТ 6.30-97. УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 2000, 24 с. (Подраздел Т 62: ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация»)

4.      ГОСТ 7.12-93. Система информационно-библиографической документации. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. М., 1995.

5.      Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993, 128 с.

6.      Доблаев Л.А. Анализ и понимание текста. Саратов, 1987, 71 с.

7.      Журавлева О.Н. Подготовка ученического реферата по истории. СПб, 2000, 34 с.

8.      Комышев А.П. Основы документационного обеспечения управления. М., 2000, 224 с.

9.      Навлова В.П. Обучение конспектированию. М., 1983, 97 с.

 

 

 

 

 

 

 

УДАЧИ ВАМ!

 

 

 

Приложение

 

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ПО УСВОЕНИЮ

ЗНАНИЙ ПРАВИЛ НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

 

 

Выберите из предложенных вариантов ответов на вопросы теста правильные с вашей точки зрения:

 

1. Реферат – это

     А – краткий конспект определенной темы      Б – подробный конспект-обзор

     определенной темы, проблемы     В – самостоятельное исследование определенной

     темы, проблемы на основании письменного изложения и оценки различных источников 

     Г – доклад на интересующую автора тему

 

2. Основанием для выбора темы реферата является

     А – актуальность проблемы     Б – наличие круга источников     В – интерес автора к 

     данному вопросу     Г – все указанные факторы

 

3. На какую помощь со стороны преподавателя может рассчитывать автор реферата в

    процессе работы над ним

     А – предоставление всех необходимых источников информации     Б – консультации по

     организации  и оформлению работы     В – редактирование текста     Г – на оценку

 

4. Цитата – это

     А – краткая запись смысла сказанного     Б – вывод из сказанного или написанного   

     В – самые интересные мысли в интерпретации автора  реферата     Г – дословно

     выписанные части авторского текста

 

5. Если в цитате автором реферата делаются какие-либо выделения, тогда

     А – необходимо об этом указать в скобках после цитаты     Б – никаких других пометок

     делать не следует     В – об этом следует указать в затекстовой сноске      Г – делают

     пометку в подстрочной сноске

 

6. Основное содержание конспекта составляет информация

     А – главная        Б – второстепенная           В – вспомогательная           Г – главная и

     вспомогательная

 

7. В заключении автором реферата

     А – дается оценка освещения проблемы в различных источниках     Б – дается список

     источников        В – производится краткое конспектирование содержания      Г – даются

     ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы и делаются собственные

     обобщения

 

8. Изложение в реферате обычно ведется от

     А – третьего лица единственного числа     Б – третьего лица множественного числа 

     В – первого лица единственного числа         Г – второго лица множественного числа

 

9. В тексте данной работы  (методических рекомендаций) не применяются сноски

     А – внутритекстовые     Б -  затекстовые     В – подстрочные     Г – все перечисленные

 

 

 

10. При оформлении таблицы слово «Таблица» необходимо располагать

     А – под названием таблицы     Б – над названием таблицы, в правой части листа  

      В – посередине листа,  до или после названия таблицы     Г – по желанию автора

      работы

 

11. Основные заголовки пишутся

     А – строчными буквами, первая – прописная     Б – прописными буквами с точкой в

      конце     В – прописными буквами без точки в конце и без переносов     Г – строчными

      буквами с точкой в конце

 

12. Внутренние заголовки выполняются

     А – прописными буквами с точкой в конце     Б – строчными буквами (первая –

     прописная) без точки в конце     В – прописными буквами без точки в конце   

     Г – по желанию автора

 

13. Какого вида сносок не существует?

     А – внутритекстовых     Б – затекстовых     В – послестрочных     Г – подстрочных

 

14. В сокращенном варианте сноски указываются

     А – название источника и номер страницы     Б – автор источника  

     В – номер источника по списку литературы, номер страницы, откуда взята цитата  

     Г -  номер источника по списку и количество страниц в нем

 

15. Применение сокращений слов  в тексте реферата

     А – категорически запрещено     Б – не допускается за исключением общепринятых  

     В – рекомендуется и повышает его уровень     Г – обязательно

 

16. Подзаголовки граф таблиц

     А – всегда пишутся строчными буквами (первая – прописная)     Б – всегда пишутся со

     строчной буквы     В – пишутся со строчной буквы, если составляют одно предложение

     с заголовком графы     Г – всегда выполняются прописными буквами

 

17. Таблицы и рисунки нумеруют

     А – при любом их количестве в тексте     Б – если их более двух 

     В – если их более трех     Г – если их более одного

 

18. Общая единица измерения физической величины параметров, размещенных в таблице 

      А – внутри таблицы     Б – под таблицей     В – над таблицей     Г – с правой стороны от

      таблицы

 

19. Реквизит «место издания (город)» на титульном листе расположен

     А – внизу     Б – посередине     В – сверху     Г – справа

 

20. В устное изложение основного замысла реферата включается

     А – только сообщение об интересных фактах, полученных в процессе работы 

     Б – цели и выводы ученых     В – только собственные выводы по проблеме 

     Г – все перечисленное в виде тезисов на 5-7 минут



*   См.: Лазукова Н.Н., Кузин Д.В. Учимся приобретать и осмыслять знания. СПб, 1999, с.28.

 

            **  Цит. по Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993. с.76.

 

          *  Журавлева О.Н. Подготовка ученического реферата по истории. СПб, 2000.



Используются технологии uCoz