|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Добротная одежда из трикотажа
незаменима в любой сезон года. Поэтому вязание для населения перестало
быть просто хобби, а стало повседневной потребностью многих женщин. На
машинах вяжут не только женщины, но и мужчины. Некоторые из них становятся
предпринимателями в данной отрасли.
В курсе изучается: как пользоваться машинами, как набирать, убавлять и
прибавлять петли, как устранить дефекты вязания, как оформить край изделия.
Дается характеристика основных переплетений, вырабатываемых на машине,
и способы их выполнения. Изучается свыше ста образцов переплетений и схем
к ним.
Овладев первоначальными приемами, учащиеся переходят к выполнению мелких
изделий - носков, варежек, перчаток и др.
Несмотря на то, что первые примитивные вязаные изделия появились много
столетий назад, только в наше время трикотаж занял одно из ведущих мест.
Сам процесс вязания приносит радость, дает возможность выразить себя в
творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет в полной
мере проявить свою фантазию, вкус, мастерство.
Современная мода предполагает активное участие в создании ансамблей одежды
не только профессиональных художников, но и тех, кто ее носит. Очень важно
сделать ее "по себе", в соответствии с собственным вкусом.
Занятие вязанием - это одновременно и художественное творчество и кропотливая
работа, которая занимает много времени. Значительно ускорить этот процесс
можно, используя домашнюю вязальную машину. Вещи, связанные на машине,
более элегантны и имеют более ровное полотно, но при этом индивидуальны
и неповторимы.
Основа содержания программы - обучение техники вязания на машинах и качественному
выполнению изделий из трикотажа. Программа знакомит учащихся с правилами
безопасности труда при работе с машиной и вспомогательными инструментами
(крючками, деккерами и т.п.).
Особое внимание обращается на рациональное использование пряжи при выполнении
образцов и изделий, на обучение рассчитывать примерное количество пряжи,
необходимое для каждого изделия, на знакомство с использованием ниток
старых изделий для вязания.
На каждый новый рисунок дается схема и формулы для расчета петель. Образцы
рекомендуется выполнять из эластичной пряжи, светлых и ярких тонов, позволяющих
хорошо видеть фактуру узора.
Большое внимание уделяется вопросам цветоведения, так как цвет вязаного
изделия является основным элементом зрительного восприятия.
Вывязывая различные узоры и изделия, учащиеся осваивают расчет петель
в зависимости от толщины пряжи, узора и плотности вязки на машине.
Учащиеся обучаются снятию мерок и построению чертежей выкроек.
Итогом обучения является выставка образцов и изделий, выполненных учащимися.
Актуальность данного курса обусловлена несколькими причинами. В последнее
время значительно увеличился интерес к трикотажным изделиям (ХХI век называют
"веком трикотажной моды"). Вязание на машинах привлекает не
только женщин, но и мужчин, так как этот вид деятельности объединяет в
себе несколько типов профессий: "человек - художественный образ,
человек - знак, человек - техника". Введение в программу обучения
данного курса расширяет возможный выбор профильного обучения старшеклассников.
Цель программы - освоение основ технологии выполнения трикотажных изделий
на вязальных машинах и новых технологий вывязывания трикотажных изделий.
Задачи программы - ознакомление учащихся с теоретическими знаниями и практическими
умениями по выполнению трикотажного полотна, образцов вязки и конкретных
изделий из трикотажного полотна. В процессе обучения планируется решение
следующих задач:
- Развитие творческого мышления и пространственного воображения
- Формирование ответственности при выполнении самостоятельных работ и
домашних заданий
- Развитие самооценочных способностей и критического мышления
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
- Формирование умения работать по четкому алгоритму
- Развитие аккуратности и силы воли и т.п.
Адресат - программа рассчитана на учащихся 9, 10, 11 (курсы по выбору)
(в том числе и на учащихся, имеющих отклонение в физическом развитии).
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся меняются
объемы и технологии выполнения работ.
Технологии обучения: мини-лекции, практические работы, обсуждение и оценка
результатов работы, тестирование, поиск новых моделей по журналам, ИНТЕРНЕТУ,
выполнение домашних заданий и другие.
Материально-техническое оснащение занятий: Машина вязальная с ручным прокладыванием
нити. Набор инструментов. Крючки. Образцы вязок и изделий. Конспекты уроков,
чертежи (ксерокопии).
Условия проведения: занятия могут проводиться в классе, где могут разместиться
около 10 человек и имеется возможность (стол, широкий подоконник) надежно
прикрепить струбцинами вязальную машину. Другие образовательные программы Роднянской Г.В.
Профессионально ориентированные лицензированные программы дополнительного образования детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья
|
|