|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Метод социально-психологического
обучения (СПО) в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных
и динамично развивающихся видов психологической работы со старшеклассниками.
Эти методы находят широкое применение при организации работы в подростковых
клубах, детских лагерях отдыха, в общеобразовательных школах при оказании
психологической помощи, в преподавании психологии и т.д. Общение является
ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане
для формирования их личности и развития навыков эффективного межличностного
взаимодействия. В то же время навыки конструктивного общения развиты у
подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным
опытом. Подростковый возраст сенситивен для развития соответствующих навыков,
а социально-психологическое обучение - это наиболее эффективный метод
их формирования.
Данная программа актуальна, так как основана на методах СПО и дает возможность
эффективно решать задачи, связанные с развитием личности и навыков общения
подростков.
Цель программы: освоение методов саморазвития личности и повышения компетентности
в общении.
Задачи, решаемые при освоении программы:
- повысить самооценку,
- развить сильные стороны своей личности, чувство собственного достоинства,
- преодолеть неуверенность, страх,
- формирование навыков самоанализа и эффективного общения,
- наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и различных видах
деятельности,
- утвердить свои права и собственную ценность,
- управлять собственным эмоциональным состоянием,
- корректно выражать эмоции и понимать их выражение у окружающих
- и т.д.
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания:
анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на
самопознания, самосознании, саморазвитии личности.
Программа включает три этапа:
1 этап - ориентировочный (3 занятия)
Цель первого этапа: эмоциональное объединение группы. Основное содержание
образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения
и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап - развивающий (19 занятий)
Цель второго этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной
значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
III этап - закрепляющий (2 занятия)
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации
личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие
элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию
по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Методы обучения: В ходе работы используются игровые методы, метод групповой
дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также
психогимнастика.
Адресат: программа предназначена для социально-психологической работы
с детьми подросткового возраста, общеобразовательных и сменных школ (в
том числе для учащихся, имеющих отклонение в физическом развитии).
Организация обучения: Занятия проводятся в течение учебного года, один
раз в неделю по 2-3 часа. Группа набирается по желанию учащихся.
Знания и умения, формируемые
в процессе обучения по данному курсу:
По окончании обучения старшеклассники
должны:
Знать и уметь пользоваться методами,
которыми можно раскрыть в себе ресурсы саморазвития личности, повысить
самооценку, осознать силу своей индивидуальности, повысить представления
о собственной значимости, сформировать мотивации самосовершенствования,
освоить навыки эффективного общения. Другие образовательные программы Роднянской Г.В.
Профессионально ориентированные лицензированные программы дополнительного образования детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья
|
|