|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Часто понятие "конфликт"
связывается с агрессией, угрозами, спорами, враждой, войной, экстремизмом
и т.п. Существует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное,
что его нужно избегать или немедленно разрешить. Конфликт - это столкновение
различных желаний, позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта
являются:
- неэффективная коммуникация,
- различия в целях, представлениях и ценностях,
- личностная или профессиональная установка при взаимодействии,
- незнание психофизиологических особенностей партнера (особенно подростка),
- неумение оказывать и принимать поддержку,
- низкий уровень саморегуляции,
- стереотипы поведения,
- различия в уровне знаний и жизненного опыта и т.д.
В данном курсе рассматриваются различные причины конфликтов и различные
способы профилактики их возникновения, а также способы работы с конфликтами
и развития толерантности. Курс содержит много практических упражнений
и рекомендаций, позволяющих сделать обучение комфортным и интересным.
В связи с тем, что одной из основных и самых распространенных причин конфликта
является отсутствие навыков эффективного общения, этой проблеме уделяется
особое внимание.
Актуальность курса: Рост конфликтов, тенденция к увеличению экстремистских
проявлений среди молодежи в сочетании с падением толерантности и психологической
защищенности, отсутствие знаний и навыков конструктивного разрешения любых
конфликтов
Цель курса: Развитие представлений о конфликтах между людьми, о связи
конфликтов со стрессами, о возможных методах преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи курса:
- освоение основ конфликтологии
- осознание возможностей конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
и развития толерантности.
Адресат курса: Старшеклассники общеобразовательных, сменных школ, учащиеся
учреждений начального и среднего профессионального образования.
Методы обучения: выполнение упражнений
(в том числе, игровых), дискуссия, мини-лекция, выполнение самостоятельных
мини-исследований, 10-минутки "политинформации" (обсуждение
статей и передач в СМИ по вопросам конфликтологии, экстремизма, толерантности,
психологической безопасности и т.п.).
Методическое оснащение занятий: ксерокопии
учебных элементов (рекомендаций, рабочих таблиц, схем, рисунков, статей
из газет и журналов, страницы из книг и т.п.), бумага для рисования и
записей, цветные карандаши, краски, клей, ножницы, картон цветной, листы
ватмана, скотч, кнопки канцелярские.
Формы диагностики учебных достижений:
тестирование, написание эссе, презентация проекта, урока по теме программы
(учебного элемента), защита реферата.
Ожидаемый результат обучения по данной
программе:
По окончании освоения курса обучаемые должны знать основные причины появления
конфликтов в учебных, рабочих коллективах и в семье, и
должны уметь осознанно применять методы преодоления и конструктивного
решения конфликтов. Другие образовательные программы Роднянской Г.В. Профессионально ориентированные лицензированные программы дополнительного образования детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья |
|