|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа разработана автором
на основе большого опыта работы учителем и педагогом-психологом с учащимся
общеобразовательных школ, сменной школы, посещавших Красносельский МУК
в период с 1986 по 2003 гг., с детьми, имеющими отклонение в физическом
развитии Центра "ЭХО" (структурного подразделения МУК) и школы
"Левша" Кировского района.
Актуальность данной программы определяется постоянным ростом числа подростков,
требующих к себе особого внимания со стороны педагогов и психологов: с
недостатками физического и умственного развития, педагогически запущенных,
с отсутствием мотивации к обучению и т.п. Таким учащимся требуется интегрированный
курс обучения, который направлен не только на формирование профессиональных
навыков и умений работы на клавиатуре пишущего устройства, но и развитие
интеллектуальных способностей, способствующих адаптации подростка в сложной
жизненной ситуации.
Цель обучения по предлагаемой программе - практическое освоение слепого
десятипальцевого метода печати на клавиатуре пишущего устройства (пишущей
машины, компьютера) с элементами психологии развития интеллекта.
Обучение направлено на повышение общего жизненного тонуса учащегося, улучшение
настроения, носит познавательный характер, сочетает в себе развивающие
игры и активный отдых.
Задачи, решаемые в ходе освоения данной программы многообразны и касаются
всех сторон личности обучаемого:
- Развитие общей координации и мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие интеллекта (внимания, памяти, различных видов мышления, воображения)
- Увеличение мотивации обучения в различных областях знаний.
- Формирование способностей к самоанализу, саморазвитию, проектирования
своего будущего.
- Формирование осознанного отношения к методам и процессу обучения, способности
ретранслировать полученные знания и умения.
- Развитие эмоционально-волевой сферы (самоконтроля, организованности,
умения принять решение, ответственности).
- Формирование организационно-коммуникативных навыков (рациональность,
разумность расходования энергии физической и психической, организации
своей деятельности в пространстве и во времени)
- Развитие речи (словарного запаса, любви к родному языку, элементы рациональной
работы с текстом)
- Формирование оптимистичного отношения к жизненным трудностям, чувства
юмора.
По мере обучения результаты фиксируются в рабочей тетради (дневнике),
обсуждаются с учащимися.
Условия обучения:
- в группах
- в обычных условиях в классе, в котором можно разместить пишущие устройства
(механические, электрические, электронные пишущие машины, ПК).
Занятия варьируются с упражнениями для отдыха и развития, психологической
релаксации, Педагог на занятиях выступает в роли помощника, консультанта,
инструктора, но неукоснительно требует от обучающихся выполнения правил
охраны труда и контролирует их соблюдение.
Адресат: По этой программе могут обучаться учащиеся общеобразовательных
школ, а также учащиеся других учебных учреждений (в том числе имеющие
отклонение в физическом развитии), желающие не только познакомиться с
методами обучения работы на клавиатуре пишущего устройства, но и развить
интеллект, различные способности, умения и навыки.
Основные формы и методы обучения
1. Рассказ, беседа, дискуссия.
2. Интеллектуальные и физические разминки.
3. Пальцевые упражнения ("мудры"), гимнастика, игры.
4. Ритмические тренировки под музыку ("танцы на клавиатуре").
5. Словесно-дидактические игры.
7. Практические упражнения по образцу.
8. Упражнения творческого (креативного) характера.
9. Коммуникативно-лингвистические игры.
10. Аутотренинг, музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия.
11. Взаимообучение, взаимопроверки, ведение дневника самонаблюдений
12. Самостоятельные мини-исследования, разработка тестовых заданий для
самопроверки и самооценки.
Учебно-методическое оснащение занятий
1. Тетради в крупную клетку, бумага для пишущих устройств, ручки,
карандаши простые и цветные, фломастеры,
2. Пишущие устройства (механические, электрические, электронные пишущие
машины, компьютер).
3. Учебные пособия-тренажеры для изучения клавиатуры.
4. Индивидуальные цветные схемы клавиатуры.
5. Общая "подвижная" схема клавиатуры с "вращающимися"
буквами.
6. Магнитофон и аудиокассеты со специальной танцевальной и психотерапевтической
музыкой.
7. Плакаты и учебно-методические пособия по темам программы.
8. Дидактический материал с занимательными, психолингвистическими, графическими,
кинестетическими и другими упражнениями.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Визуальный контроль активности и правильности выполнения упражнений
и
заданий, динамика развития, достижение зон ближайшего развития.
2. Тестирование.
3. Поиск и апробация новых текстов, упражнений, методов и форм обучения
и саморазвития.
4. Сравнение собственных достижений с предыдущими, анализ динамики процесса.
5. Самооценка. Выводы о собственных достижениях и результатах.
6. Рекомендации и пожелания другим - взаимооценка.
Критерии оценок (при необходимости их выставления) могут быть:
Выполнение практических работ с высокой степенью:
- активности
- прилежания
- проявления творческого подхода
- самостоятельности
- заинтересованности в саморазвитии
оценивается 5 баллами.
Если работа выполняется без указанных критериев, она оценивается следующим
образом: из 5 максимальных баллов школьной оценки вычитается количество
не соблюдаемых критериев.
Оценка результатов диагностики учебных
достижений (по тесту) происходит по шкале:
Процент правильных ответов |
Менее 60
|
61-69
|
70-90
|
Более 91
|
Школьная оценка |
2
|
3
|
4
|
5
|
Формы аттестации учащихся.
Возможные формы: Собеседование, зачет, защита реферата, оформление учебных
модулей, защита творческих работ, проектов, выполненных в логике программы.
Другие образовательные программы Роднянской Г.В.
Профессионально ориентированные лицензированные программы дополнительного образования детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья |
|