пояснительная записка к программе Роднянской Г.В. "Интеллектуальная машинопись"
  Программа
элективных курсов для учащихся 9 (10, 11) классов

"ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МАШИНОПИСЬ"
(35 часов)
Автор:
Роднянская Галина Васильевна (учитель, педагог-психолог)

Тест по программе

 
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана автором на основе большого опыта работы учителем и педагогом-психологом с учащимся общеобразовательных школ, сменной школы, посещавших Красносельский МУК в период с 1986 по 2003 гг., с детьми, имеющими отклонение в физическом развитии Центра "ЭХО" (структурного подразделения МУК) и школы "Левша" Кировского района.
Актуальность данной программы определяется постоянным ростом числа подростков, требующих к себе особого внимания со стороны педагогов и психологов: с недостатками физического и умственного развития, педагогически запущенных, с отсутствием мотивации к обучению и т.п. Таким учащимся требуется интегрированный курс обучения, который направлен не только на формирование профессиональных навыков и умений работы на клавиатуре пишущего устройства, но и развитие интеллектуальных способностей, способствующих адаптации подростка в сложной жизненной ситуации.
Цель обучения по предлагаемой программе - практическое освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре пишущего устройства (пишущей машины, компьютера) с элементами психологии развития интеллекта.
Обучение направлено на повышение общего жизненного тонуса учащегося, улучшение настроения, носит познавательный характер, сочетает в себе развивающие игры и активный отдых.
Задачи, решаемые в ходе освоения данной программы многообразны и касаются всех сторон личности обучаемого:
- Развитие общей координации и мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие интеллекта (внимания, памяти, различных видов мышления, воображения)
- Увеличение мотивации обучения в различных областях знаний.
- Формирование способностей к самоанализу, саморазвитию, проектирования своего будущего.
- Формирование осознанного отношения к методам и процессу обучения, способности ретранслировать полученные знания и умения.
- Развитие эмоционально-волевой сферы (самоконтроля, организованности, умения принять решение, ответственности).
- Формирование организационно-коммуникативных навыков (рациональность, разумность расходования энергии физической и психической, организации своей деятельности в пространстве и во времени)
- Развитие речи (словарного запаса, любви к родному языку, элементы рациональной работы с текстом)
- Формирование оптимистичного отношения к жизненным трудностям, чувства юмора.
По мере обучения результаты фиксируются в рабочей тетради (дневнике), обсуждаются с учащимися.
Условия обучения:
- в группах
- в обычных условиях в классе, в котором можно разместить пишущие устройства (механические, электрические, электронные пишущие машины, ПК).
Занятия варьируются с упражнениями для отдыха и развития, психологической релаксации, Педагог на занятиях выступает в роли помощника, консультанта, инструктора, но неукоснительно требует от обучающихся выполнения правил охраны труда и контролирует их соблюдение.
Адресат: По этой программе могут обучаться учащиеся общеобразовательных школ, а также учащиеся других учебных учреждений (в том числе имеющие отклонение в физическом развитии), желающие не только познакомиться с методами обучения работы на клавиатуре пишущего устройства, но и развить интеллект, различные способности, умения и навыки.
Основные формы и методы обучения
1. Рассказ, беседа, дискуссия.
2. Интеллектуальные и физические разминки.
3. Пальцевые упражнения ("мудры"), гимнастика, игры.
4. Ритмические тренировки под музыку ("танцы на клавиатуре").
5. Словесно-дидактические игры.
7. Практические упражнения по образцу.
8. Упражнения творческого (креативного) характера.
9. Коммуникативно-лингвистические игры.
10. Аутотренинг, музыкотерапия, игротерапия, библиотерапия.
11. Взаимообучение, взаимопроверки, ведение дневника самонаблюдений
12. Самостоятельные мини-исследования, разработка тестовых заданий для самопроверки и самооценки.

Учебно-методическое оснащение занятий
1. Тетради в крупную клетку, бумага для пишущих устройств, ручки,
карандаши простые и цветные, фломастеры,
2. Пишущие устройства (механические, электрические, электронные пишущие машины, компьютер).
3. Учебные пособия-тренажеры для изучения клавиатуры.
4. Индивидуальные цветные схемы клавиатуры.
5. Общая "подвижная" схема клавиатуры с "вращающимися" буквами.
6. Магнитофон и аудиокассеты со специальной танцевальной и психотерапевтической музыкой.
7. Плакаты и учебно-методические пособия по темам программы.
8. Дидактический материал с занимательными, психолингвистическими, графическими, кинестетическими и другими упражнениями.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Визуальный контроль активности и правильности выполнения упражнений и
заданий, динамика развития, достижение зон ближайшего развития.
2. Тестирование.
3. Поиск и апробация новых текстов, упражнений, методов и форм обучения
и саморазвития.
4. Сравнение собственных достижений с предыдущими, анализ динамики процесса.
5. Самооценка. Выводы о собственных достижениях и результатах.
6. Рекомендации и пожелания другим - взаимооценка.
Критерии оценок (при необходимости их выставления) могут быть:
Выполнение практических работ с высокой степенью:
- активности
- прилежания
- проявления творческого подхода
- самостоятельности
- заинтересованности в саморазвитии
оценивается 5 баллами.
Если работа выполняется без указанных критериев, она оценивается следующим образом: из 5 максимальных баллов школьной оценки вычитается количество не соблюдаемых критериев.

Оценка результатов диагностики учебных достижений (по тесту) происходит по шкале:

Процент правильных ответов
Менее 60
61-69
70-90
Более 91
Школьная оценка
2
3
4
5

Формы аттестации учащихся.
Возможные формы: Собеседование, зачет, защита реферата, оформление учебных модулей, защита творческих работ, проектов, выполненных в логике программы.
Другие образовательные программы Роднянской Г.В.

Профессионально ориентированные лицензированные программы дополнительного образования детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья

 
   
   
     


Используются технологии uCoz