ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Организация работы над рефератом включает в себя несколько этапов. Рассмотрите каждый из них. |
Выбор темы реферата и ее формулировка Основанием выбора темы является ИНТЕРЕС автора к той или иной проблеме и АКТУАЛЬНОСТЬ, значимость данной проблемы и НАЛИЧИЕ круга ИСТОЧНИКОВ. Проблема обязательно должна содержать элемент новизны, ориентировать на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса. От правильно сформулированной темы зависит успех всей работы. Учесть не только личные интересы, но и реальные возможности выполнения самостоятельной работы поможет консультация педагога. Формулировка темы должна ориентировать на максимально самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу, из заголовка должно быть ясно, что является КОНКРЕТНЫМ ПРЕДМЕТОМ исследования, круг рассматриваемых проблем. Первоначально сформулированная тема реферата может уточняться, корректироваться в ходе сбора материала. |
Отбор
источников и литературы
Поиск
литературы по теме – это фундамент для написания реферата и достаточно
сложный процесс, происходит он ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА. Источниками
поиска могут быть: справочно-библиографические каталоги, картотеки в читальных
залах библиотек, консультации библиографа, новейшие компьютерные технологии.
|
Составление плана реферата
После решения и обсуждения с педагогом, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в работе, составляется в произвольной форме РАБОЧИЙ ПЛАН, который уточняется в ходе написания реферата. Основные пункты плана должны быть представлены
в виде завершенной мысли. План может составляться на основе хронологического
или проблемного подходов к рассмотрению того или иного явления, процесса.
На основании плана ведется отбор необходимого материала, определяется
деление текста на логические элементы и даются названия частям реферата
и составляется его содержание (оглавление). |
Накопление
фактического материала
Реферат – это НЕ ПРОСТОЙ КОНСПЕКТ НЕСКОЛЬКИХ КНИГ! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений. Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу
поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных
или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется
противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно
мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и обосновать свою позицию. На отдельных карточках помещаются цитаты. |
Цитаты
– (от лат.слова
«цито» - призываю в свидетели), то есть дословно выписанные части авторского
текста. В цитате обязательно сохраняются все особенности языка, орфографии,
синтаксиса, пропуски отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются
указанием страниц цитируемых отрывков. «Как правило, цитируются основные
идеи произведения, оценки автора, имеющие важное значение для раскрытия
темы. Цитаты воспроизводятся точно по тексту, они заключаются в
кавычки…»* (подчеркнуто мной. - Г.Р.). Выделение автором реферата определенных
слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается поясняющим текстом
в скобках с указанием инициалов референта. Ссылки на литературу, с которой автор
реферата не работал, не допускаются. |
После сбора достаточного материала для
реферата можно приступить к написанию текста. Основной лейтмотив данного
вида работы: «Не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований,
а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической собственной
оценки по отношению к тем или иным сведениям и |